Пятница, 19.04.2024, 20:05
Бизнес-планирование и все, что с этим связано
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
МЕНЮ САЙТА
ТЕОРИЯ
Форма входа
Поиск

Для чего нужен бизнес-план? 

Как известно, в советские времена реальное планирование нередко подменялось авантюрным прожектерством, что и привело к коллапсу. Несмотря на то что планы составлялись, утверждались, выполнялись и перевыполнялись, реальных успехов было не так уж много. Почему?

План предполагает только то, что можно и нужно осуществить. Можно – потому что для данного бизнеса есть ресурсы, а нужно – потому что есть объективная потребность, есть потребители продукции или услуг и устойчивый спрос. Нельзя запланировать бизнес только потому, что вам хотелось бы им заниматься. Нельзя запланировать прибыльное производство 10 млн пар обуви для страны с населением 9 млн, даже если есть ресурсы для этого и есть большое желание делать туфли. Невозможно в небольшом спальном районе, где уже существуют 6 парикмахерских, создать новый парикмахерский салон и рассчитывать на быстрое получение доходов. Однако это на первый взгляд.

Лишняя на внутреннем рынке обувь может принести колоссальную прибыль, если хорошо наладить каналы экспорта при благоприятной мировой конъюнктуре. Лишний новый парикмахерский салон способен в считанные недели переманить клиентов, если в нем будут трудиться супер-визажисты на невероятно привлекательных для клиентов условиях. Так как же определить, какое из проектов хорош, а какой нет? Ведь если речь идет о вложении существенных денежных средств, никому в голову не придет рисковать наобум, чтобы потом уже на практике посмотреть, что получится. Рисковать деньгами следует только тогда, когда есть уверенность, что этот риск минимален, что все затраты окупятся, что дело, которым вы собираетесь заниматься, вообще кому-то нужно, кроме вас, и способно принести прибыль. Без плана в этом случае не обойтись.

Из сказанного выше можно вывести определение бизнес-плана. Бизнес-план – это документ, в котором описываются основные характеристики проекта (предприятия), анализируются возможные проблемы его реализации и намечаются пути решения этих проблем. Бизнесз-план дает ответ на основной вопрос: стоит ли начинать бизнес?

Очевидно, что такой важный документ имеет высокую ценность. Именно он может предотвратить разорение или обосновать рискованные инвестиции и принести весомый доход.

Кому нужен бизнес-план? В первую очередь тому, кто собирается работать в соответствии с ним. Очевидно, что составление бизнес-плана – первая, вернее, «нулевая» стадия развития любого проекта или дела (как «нулевой цикл» в строительстве, когда закладывается фундамент).

Из чего же вообще рождается успешный бизнес? Из удачной идеи. На протяжении многих лет тысячи людей развлекались рисованными «ожившими» картинками. Однако именно Уолт Дисней увидел в этом прекрасную идею для бизнеса, соединил свой талант рисовальщика, режиссера, предприимчивость бизнесмена и технические возможности развивающегося кинематографа. В итоге он основал огромную бизнес-империю.

Идеи могут быть и не свои. Первая успешная операционная система для персонального компьютера была создана вовсе не Биллом Гейтсом. Он только заметил, что PC-DOS – удачный программный продукт, и сделал аналогичный, но немного лучше – MS-DOS. Однако главное, что он смог успешно его продать.

Причем чужих идей может быть сразу несколько. Тот же Билл Гейтс оценил по достоинству графический интерфейс, придуманный создателем Apple Стивом Джобсом, и манипулятор мышь, разработанный в лабораториях Xerox. Соединил все это – получилась операционная система Windows.

Таким образом, идея для удачного бизнеса может быть и заимствованной. Но что обязательно должно быть собственное, так это бизнес-план.

Однако если вы уже устали от парадоксов, признайте бесспорную истину: бизнес-план нужен, во-первых, чтобы убедиться в жизнеспособности проекта. Во-вторых, он необходим для привлечения инвестиций, ведь любой крупный проект требует капиталовложений. С бизнес-планом проще убедить потенциальных инвесторов вложить деньги в ваше дело.

Любое дело, любой бизнес стоит на трех китах:

- ресурсы – человеческие, денежные, сырьевые, временные и др.;

- менеджмент – система управления предприятием;

- маркетинг – система мер по реализации продукции/услуг и учету конъюнктуры рынка.

Логично заключить, что бизнес-план нужен для следующих целей:

- для оценки потребностей в ресурсах;

- обоснования капиталовложений и расчета ожидаемых прибылей;

- организация усилий и распределения обязанностей;

- в конечном итоге для принятия решения о том, стоит ли вообще заниматься тем или иным бизнесом, принесет ли он доход, который и оправдает все усилия.

Бизнес-план – это первое появление выношенной, продуманной и привлекательной идеи «на публике». То, что представляется таким заманчивым и обещающим на словах, на бумаге выглядит более приземленным, но и более реальным.

Сложившаяся конъюнктура или, наоборот, быстро меняющаяся обстановка – все это непосредственно влияет на бизнес. Это тоже должно быть учтено в плане.

Легко понять, что следует делать два варианта бизнес-плана: один для себя (максимально правдивый, «пессимистичный») и второй для других (привлекательный, «оптимистичный»). На практике обычно разрабатывают две редакции плана, причем первая и основная – это внутренний документ. На его основе оформляют внешний план, с которым можно идти к инвестору, если таковой требуется. В идеале, в самом строгом виде, внутренний и внешний планы должны соединиться в один.

Говорят, что пессимист – это хорошо информированный оптимист. В случае с бизнес-планом именно внутренний документ прорабатывают более детально, в нем предусматривают все возможные варианты неудач и способы их устранения. Такая детализация, возможно, совсем не нужна инвестору и только отпугнет его. Однако, с другой стороны, если инвестор окажется прозорливее вас и, изучив план, заметит уязвимые места – это вызовет его недоверие.

Итак, внутренний план – наиболее тщательный, в нем учитывают все варианты, воздействие всевозможных факторов, особенно неблагоприятных, как порознь, так и в совокупности. Даже если в реальных условиях вероятность их влияния ничтожно мала. В ходе написания плана нужно найти, по возможности, все подводные камни и попытаться продумать способы их обойти.

Внешний план пишут для партнера, инвестора, то есть для критически настроенного читателя. Разумеется, в нем избегают наиболее острых вопросов, сглаживают или вовсе не указывают спорные моменты. При этом вы все равно честны перед инвестором, ведь вы реально оценили ситуацию во внутреннем документе и готовы дать ответы на любые каверзные вопросы. Просто вы знаете себя лучше и больше себе доверяете.

Для большинства предпринимателей бизнес-план – это единственный «литературный» труд в их жизни. Наличие или отсутствие творческих способностей определенно влияет на данный вид работы: порой коммерческую идею излагают чрезмерно детально, в объеме 200 страниц и более. Восторг от вдруг открывшегося писательского дара может сослужить плохую службу. Пространное описание малоэффективно – на первый план выходит второстепенное. Однако от того, насколько внятно изложена идея, может зависеть, останется бизнес-план просто «литературным трудом» или станет руководством к действию и воплотится в жизнь.

Как происходит знакомство с бизнес-планом в инвестиционном отделе банка или фирме, занимающейся инвестициями? Планы, представленные к рассмотрению, изучает менеджер. Далее наиболее толковые проекты передают «выше». Сотрудник выбирает несколько приглянувшихся и передает их лицу, принимающему решение. На каждом этапе отбрасывают четыре из пяти представленных планов. Такой конкурс, конечно, не выдержит пространное описание, которое и прочитать-то проблематично, тем более понять, хороша идея или плоха.

С другой стороны, план размером в десяток страниц, кратко излагающих суть дела, может показаться неубедительным. Оптимальный вариант, как показывает опыт, - от 35 до 70 страниц.

И еще. Нет большей опасности в бизнесе, чем самообман. Например, если план основан на участии инвестора без учета его реальной необходимости, можно легко угодить в ловушку. Инвестора часто воспринимают как благотворителя, который защитит, поможет и поддержит при любом раскладе. То, что на свои деньги он рано или поздно захочет получить солидный процент, упускают из вида. С другой стороны, если развитие бизнеса плохо рассчитано, а он окажется успешным, инвестор станет иждивенцем, эксплуататором, а вовсе не помощником в деле.

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 44
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ...
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz