Структура и основные разделы бизнес-плана Бизнес-план – это серьезный достаточно проработанный документ. Это значит, что для него характерно единство формы и содержания. Проще говоря, важно не только то, что написано, но и как. Хотя в принципе план может быть составлен в произвольной форме, все-таки лучше придерживаться уже утвердившихся де-факто стандартов. Однако бизнес очень разнообразен. Разве можно свести к единой форме, например, план для казино и план для выращивания и продажи грибов вешенка? Действительно, формального детализированного стандарта нет и не может быть. Однако есть общепринятая структура, в соответствии с которой строится бизнес-план. Существует главное требование: план должен выглядеть профессионально. Это ведь своего рода рекламный документ, отражение вашего бизнеса и вашей личности. Как известно, у нас встречают по одежке, поэтому внешний вид плана, его оформление важны так же, как и приведенные в нем данные. Вообще хорошо составленный план краток, прост и функционален. Это значит, что информация изложена доходчиво и ясно и в документе просто ориентироваться. Если читатель не считает нужным изучать план целиком, он сможет легко найти в нем нужные сведения. Разумеется, план должен содержать оглавление и, возможно, аннотацию. Аннотация предъявляется в тех случаях, когда нет уверенности в заинтересованности инвестора. Если последний проявляет неподдельный интерес, тогда можно предложить полный вариант. Полный документ должен освещать следующие аспекты бизнеса: - возможность, необходимость производства или предоставления услуги, объем этого производства; - определение круга возможных потребителей; - обоснование конкурентоспособности продукции/услуги в условиях рынка; - определение сегмента рынка; - способы повышения эффективности проекта; - обоснование способов и источников финансирования. Традиционно все эти вопросы раскрывают в последовательно расположенных разделах плана: производственном, маркетинговом, финансовом и т.д. По большому счету, вся суть планирования сводится всего к нескольким задачам: - определить состояние дел на данный момент; - выяснить, каким оно должно стать в результате выбранной деятельности; - определить, как из одного состояния перейти в другое; - накопить достаточно информация для принятия стратегических решений об изменении ситуации. Оптимальная структура бизнес-плана как раз и должна помочь раскрыть эти цели. Вот примерный перечень его основных разделов. 1. Резюме. 2. Цели и задачи (SWOT-анализ). 3. Анализ рыночной ситуации. 4. Производственный план. 5. Маркетинговый план. 6. Организационный план. 7. Финансовый план (бюджет). Исходя из содержания, а также учитывая способность автора внятно излагать материал, можно оценить и примерный объем документа. Как уже говорилось ранее, никто не будет читать бизнес-план объем 150-200 страниц. Инвестор отложит его в сторону, место пространного проекта займет другой, более лаконичный. В то же время, если автор проявляет излишнюю сдержанность и только намечает свои действия, большого доверия у инвестора это не вызовет. Оптимальным считается объем в 35-70 страниц формата А4. Не стоит также перегружать план иллюстрациями. Однако желательно их уместное использование для раскрытия изложенных идей (то же относится к диаграммам и таблицам). Очевидно, что данные в графической форме более доходчивы, но и здесь нужно знать меру. Главное, чтобы содержание бизнес-плана было доступным для понимания. Составление и реализация плана - непрерывный процесс, который может быть наглядно представлен следующей схемой: Составление и реализация плана Последовательность составления бизнес-плана можно представить следующим рисунком: Последовательность составления бизнес-плана 1 - принятие решения о создании нового предприятия или внедрения мероприятий совершенствования действующего предприятия; 2 - анализ собственных возможностей и способности взяться за реализацию задуманного проекта; 3 - выбор изделия или услуги, производство которых будет являться целью задуманного проекта; 4 - исследование возможного рынка сбыта; 5 - составление прогноза объемов сбыта (для первого года - помесячно, для второго - поквартально); 6 - выбор места для осуществления коммерческой или производственной деятельности; 7 - разработка плана производства; 8 - разработка плана маркетинга; 9 - разработка организационного плана; 10 - разработка юридической схемы будущей коммерческой деятельности; 11 - решение вопросов организации бухгалтерского учета; 12 - решение вопросов страхования; 13 - разработка финансового плана; 14 - написание резюме к бизнес-плану. Таким образом, бизнес-план предстает как определенная модель деятельности предприятия, которая использует все наработки традиционного планирования применительно к категориям рыночной экономики: бизнесу, конкурентной борьбе, деятельности маркетинговых служб, коммерческому риску, стратегии финансирования, достижения безубыточности и необходимого уровня рентабельности, качественному обслуживанию потребителя.
|